ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ

  Категория:: Экология
  Коментарии: Нет

Холостяков Владислав (Санкт-Петербург)
магистр биологии,
координатор эколого-биологического проекта "Учёный мир",
член дискуссионного пресс-клуба "Последняя среда"

«Уважаемые, положа руку на сердце, скажите честно, кто из вас за всю свою жизнь не выкинул фантика мимо урны, не выбросил бычок на остановке — в общем, не намусорил? Пусть в детстве, пусть по незнанию, не осмысленности, но все это делали. Тогда встает вопрос, может бороться с причиной, а не с последствиями? Кто из вас следит за собой и окружающими вас детьми? Сколько из вас одергивает подрастающее поколение, воспитывает, объясняет принципы природы и всего сущего вокруг? С воспитания должен начинаться данный процесс, с внедрения культуры в своей семье, чтобы соблюдать чистоту стало престижно и уважаемо, а не так чтобы смотрели на тебя как на придурка, подобравшего бумажку и выкинувшего её в урну. И это только основа и начало. Есть хорошая поговорка: «Чисто не там где убирают, а там где не мусорят».

Это один из комментариев в ответ на появление в российском интернете статьи об Острове Мусора в Тихом океане. Если бы так, как этот человек, думали все люди на планете Земля, то наш Дом был бы чистым и все мы чувствовали себя лучше, здоровее, веселее! Но большинство даже не задумывается о последствиях выброшенной бутылки в лесу, бумажек и пластиковых пакетов, парящих над городом или плывущих по реке, а дети смотрят на взрослых и всё повторяют за ними… К чему это привело уже в наши дни, можно увидеть на пресловутых фотографиях Острова Мусора, возникшего в Тихом океане, к чему такое безответственное отношение может привести в дальнейшем — остается только догадываться.

Над этим обязан задуматься каждый, здесь начинать надо с себя и с воспитания подрастающих поколений. Мы все вместе должны объяснять нашим детям и показывать личным примером, как сохранить чистым наш дом — планету Земля.

Однако в современном индустриализированном обществе человек очень часто напрочь забывает, что он полностью зависим от природы. Мы каждый день едим растения, животных и продукты, полученные путём их переработки, одеваемся в кожу и мех животных или волокна растений, пользуемся мебелью, сделанной из древесины, и говорим, что мы — цари природы. И раз уж мы цари, то можно обращаться с ней как вздумается. Но давайте вспомним, что мудрый правитель всегда заботится о своих «маленьких-маленьких людях», потому что если их жизнь будет хорошей, то и правитель получит в свою казну большую прибыль. Здесь, я думаю, все со мной согласятся, но при этом возразят: «Всем сразу хорошо не бывает!».

Да, все хорошо не бывает, но все равно человечество должно стремиться к устойчивому развитию, когда при пользовании природными ресурсами не разрушается сама основа их продуктивности. Устойчивое развитие должно обеспечивать полное самовоспроизводство природных ресурсов. И это не утопия! Достаточно вспомнить особенности жизни многих «отсталых» аборигенов, населяющих острова или ограниченные территории Африки и Америки, до сих пор не сильно затронутые современной цивилизацией. Весь уклад жизни таких племенных сообществ подчинён определенным правилам и табу, которые направлены как раз на то, чтобы соблюсти тонкую грань баланса с природой. Например, Новая Гвинея — второй по величине остров на Земле, который в три с лишним раза больше Англии. Коренное население острова — папуасы — ведёт рациональное сельское хозяйство на протяжении многих тысячелетий, а в качестве домашнего скота держит только низкорослых свиней. При этом мясо свиней употребляется очень редко и по большим праздникам, потому что если выращивать много свиней и бесконтрольно употреблять их в пищу, то это может быстро привести к экологической катастрофе на этом островном государстве. Точно так же регламентируется вступление в брак, рождение детей и многие другие вопросы, связанные с численностью населения. Получается, что «примитивные» племена заранее просчитали, как жить в гармонии с природой. И пример Новой Гвинеи не единичный. Это культура, выработанная веками и передаваемая от старшего поколения младшему.

На другом полюсе экологических отношений человека и природы находится знаменитый своими статуями остров Пасхи. Климат острова мягкий, субтропический, жары здесь практически не бывает, а осадки продолжаются весь год. Несмотря на достаточно благоприятный климат, растительность на острове чрезвычайно бедна вследствие непродуманной хозяйственной деятельности человека. Когда-то на острове Пасхи росли самые большие и красивые пальмы в мире и около десятка видов других крупных древесных пород, густо покрывающих остров, их пыльца до сих пор обнаруживается учёными. В лесной чаще жили мелкие млекопитающие и птицы, а на берега приплывали тюлени и морские черепахи. Туземцы вырубили все деревья острова и съели всех крупных крыс, населявших его. Когда-то они ещё выходили в море на лодках и ловили рыбу, но древесина для лодок кончилась, и рыбной ловле пришёл конец. Цивилизация погубила сама себя.

К чему эти два примера? Почему мы начали разговор с «невинного» мусора, а закончили экологической катастрофой острова Пасхи? Да просто потому, что человечество на планете активно размножается и заселяет всё новые и новые территории, захватывает всё новые и новые участки природы, относясь к ней не как к святыне, которую нужно беречь, а как к ресурсам, которые можно черпать бесконечно. То же мы говорим нашим детям, которые привыкают к тому, что можно есть что хочешь и в каких угодно количествах, мусорить, где захочешь, а на природу ездить исключительно поесть шашлыки и искупаться в реке. И мы стараемся уехать искупаться подальше от городов, ведь там грязно, но при этом максиммально быстро стремимся вернуться назад, к цивилизации. Парадокс, не правда ли? Давайте задумаемся об этом вместе. От того, какое отношение к природе и роли человека в ней мы воспитаем у наших детей, зависит то, в каком мире будут жить наши потомки. И я сомневаюсь, что кто-то всерьёз захочет жить в целиком механизированном искусственном мире, который недавно продемонстрировала автору этих строк компьютерная компания Intel… В презентации были сплошные роботы и комьютеры под лозунгом «Наше счастливое будущее»…

А завершить эту статью я хочу словами Тенцин Гуатсо, Четырнадцатого Далай Ламы: «Как мы знаем, миру и сохранению жизни на Земле угрожает деятельность людей, осуществляющаяся без учёта общечеловеческих ценностей. Разрушение природы и истощение природных богатств происходит от невежества, алчности и отсутствия внимания (уважения) к элементам живой природы… Можно простить за нарушения в прошлом, которые являлись результатом незнания. Теперь, однако, мы имеем доступ к достаточной информации и, естественно, этически пересматриваем, что мы наследовали, за что ответственны и что мы оставим новым поколениям. Похоже, что наше поколение — самое ответственное. Наши восхищения наукой и технологией противоречивы, если уже не опрокинуты многими происходящими трагедиями, такими как голод в некоторых частях земного шара или вымирание некоторых форм живой природы… Мы ответственны и можем бороться. Мы должны действовать, пока не поздно!».

Ваш комментарий будет первым!

Комментарии