ЭКОЛОГИЯ СЕГОДНЯ: НАУКА, СТИЛЬ ЖИЗНИ ИЛИ РУГАТЕЛЬНОЕ СЛОВО?

  Категория:: Экология
  Коментарии: Нет

Холостяков Владислав (Санкт-Петербург)
магистр биологии,
координатор эколого-биологического проекта "Учёный мир",
член дискуссионного пресс-клуба "Последняя среда"

В этой статье хотелось бы осветить разные взгляды на одно и то же понятие «Экология». В наш век научного прогресса это слово мы слышим всё чаще, причём в самых разных контекстах, а экологические вопросы вызывают всё более жаркие споры. Именно поэтому необходимо понять, каковы основы экологии, как науки, а также разобраться во всех последующих её трансформациях.

Изначально, экология — это наука, изучающая взаимодействие живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Сам термин и его определение были предложены ещё в 1866 году немецким биологом и естествоиспытателем Эрнстом Геккелем в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»).

На любой организм на нашей планете действует очень много факторов, благоприятных для его развития и не очень, и все эти факторы специалисты-экологи разделяют на две большие группы: биотические, то есть факторы живой природы, и абиотические, к которым относятся все проявления неживой природы. На первый взгляд, такое деление вполне понятно: волк для зайца — это фактор живой природы, в то время как удобное укрытие и направление ветра — это факторы неживой природы, которые помогают зайцу от этого самого волка спастись. Но тут приходит ЧЕЛОВЕК и вырубает лес, начинает разработку полезных ископаемых, поворачивает русло реки в другую сторону, — и все факторы природы на этой территории резко меняются, а часть из них просто перестаёт существовать. Именно поэтому в середине 20 столетия был введён новый термин — антропогенный фактор, в пределах которого рассматривается всё влияние человека на окружающую среду.

По мере научно-технического прогресса роль антропогенного фактора в экологической науке и сила влияния его на биосферу возрастали семимильными шагами, и уже к 70 годам 20-го века стали всерьёз поговаривать о «плохой экологической обстановке» на отдельных территориях. С точки зрения науки, такая терминология не является корректной, так как экология — это наука, и она не может быть плохой или хорошей. Однако журналисты подхватили новое поветрие — и «плохая экология» быстро вошла в массы. Сейчас уже можно сколько угодно рассуждать об уместности этого словосочетания, но все прекрасно понимают, о чём идёт речь, когда поднимается вопрос о «хорошей» или «плохой» экологии. Я думаю, читатель согласится, что «плохая экологическая ситуация» сразу рождает в уме картины мусора, пожаров, пыли и грязи, а «хорошая экология» — картину относительной чистоты и благополучия.

Если придерживаться научной терминологии, в природе существуют нетронутые местообитания живых организмов (в основном, небольшие острова в Тихом океане и часть пустынь), далее идут используемые человеком естественные местообитания (леса, луга и т.п.), которые плавно переходят в зоны, изменённые хозяйственной деятельностью. В отдельной группе оказываются полностью нарушенные человеком местообитания и антропогенные ландшафты. К нарушенным местообитаниям относятся отвалы шахт, распаханная и брошенная целина, подвергшаяся ветровой эрозии, сведённый под корень тропический лес, на месте которого образовалась пустыня… — список этот велик. Ну а классический антропогенный ландшафт — это современный мегаполис, где всё сделано для удобства человека, хотя во многом это удобство мнимое.

Вполне естественно, что человек, как вид, заселял в первую очередь наиболее благоприятные с его точки зрения местообитания. Это были территории по берегам рек и равнины с плодородной почвой. Там, где было много паразитов или сложные климатические условия, человек предпочитал не селиться. Благодаря накоплению медицинских знаний смертность от болезней снижалась, а накопление технических знаний способствовало активному расселению на большие расстояния по воде и по суше, с последующим изменением естественных ландшафтов под свои нужды. Результатом такого расселения явилось то, что уже к Средним векам нашей эры все более-менее пригодные места Старого Света были заселены, и началась естественная конкуренция за ресурсы среды. Далее — эпоха великих географических открытий: китайцы достигают берегов Мадагаскара, португальцы и испанцы отправляются в Америку. Хотя в Америке задолго до европейцев жили индейцы, они не приносили вреда природе, так как почитали и боготворили её. Европейцы же привезли на американский континент потребительское отношение к природе и её богатствам.

К чему мы вспоминаем историю? Да просто потому, что если внимательно проследить её ход, то понимаешь, что изначально человек развивался по законам природы и полностью подчинялся тем самым абиотическим и биотическим факторам среды, с которых мы начали разговор. Но по мере накопления знаний человек начал думать, что может поменять всё вокруг в угоду себе, результатом чего явились современные города с развитой инфраструктурой, которые не в состоянии сами себя поддерживать на самом деле. Городские зелёные насаждения не производят столько кислорода, сколько необходимо для нормального функционирования его жителей, но зато жители ежедневно производят столько мусора, что для его переработки в естественной среде необходимы десятки и даже сотни лет

Когда потребление природных ресурсов развитыми странами достигло невероятных масштабов, а ненарушенных естественных местообитаний на территории развитых стран почти не осталось, учёные биологи и экологи обратили внимание на проблему сохранения природных ресурсов и экологическое образование в интересах устойчивого развития. Под устойчивым развитием подразумевается такое развитие человеческого общества, которое «впишет» его назад в природные законы. Другими словами, человеческое общество должно осознанно жить в соответствии с факторами живой и неживой природы, на него воздействующими, и намеренно подстраивать свою деятельность таким образом, чтобы наносить наименьший вред природе. На практике это начинается с малого: минимального использования пластиковых упаковок, минимизации выбросов в атмосферу, использования вторичной переработки отходов и превращения их в продукт потребления и многое другое.

Так как всем людям вдруг сразу не объяснишь, что жизнь свою надо изменить, то воспитывать грамотное отношение к природе и её ресурсам надо начиная с детского возраста, как наиболее восприимчивого ко всему новому. Именно для подрастающего поколения были разработаны первые образовательные проекты так называемого инвайронментального движения, имеющего своей целью сохранение природы и создание здоровой и безопасной среды обитания для человека. Название «Инвайронментальное» является калькой с английского «environmental», что в переводе означает «окружающая среда». В русском варианте употребляется термин «экологическое образование», хотя в последнее время всё чаще встречается «инвайронментальное образование». К концу XX в. это движение стало одним из наиболее радикальных социальных движений, поскольку выступает за коренную перестройку общественного производства и жизненного уклада общества.

В рамках такого воспитания детей учат как основам биологии и экологии, так и объясняют им принципы бережного отношения к природным благам. Они понимают, например, что дождевой червь не может переработать полиэтиленовый пакет и погибает, если случайно проглотит его фрагмент. А вот бумагу могут без проблем перерабатывать грибы, жуки, черви. Совершенно необязательно, чтоб все дети, обучающиеся по таким программам стали экологами и биологами, но получив элементарные знания о функционировании живой природы в детстве, они будут бережно вести себя по отношению к ней, когда вырастут.

Таким образом, для многих людей экологически грамотное поведение становится стилем жизни, а они передают этот стиль своим детям. Этот процесс уже начал приносить первые плоды в Швеции, некоторых городах Германии и Бельгии, но на изменение сознания всего человечества уйдёт ещё немало времени. Однако участившиеся природные катаклизмы всё больше подстегивают людей задуматься, в правильном ли русле мы развивается, и не являются ли очередные цунами и ураганы результатом непродуманных действий по отношению к природе.

На самом деле, человек по-прежнему подвержен всем экологическим факторам, биотическим и абиотическим. Просто в ответ на человеческое воздействие среда обитания отвечает сторицей — и вот мы едим рыбу с повышенным содержанием тяжелых металлов, пропускаем воду через фильтры перед тем, как сделать глоток, следим за перемещением радиоактивных осадков… А иногда мы выезжаем в лес, на озеро или берег реки, или радуемся любимым растениям в огороде, на подоконнике — и понимаем, как сильно мы зависимы от природы…

Ваш комментарий будет первым!

Комментарии