НЕМНОГО О ФОТОСЪЕМКЕ КАКТУСОВ

  Категория:: Разное
  Коментарии: Нет

Эта небольшая статья не претендует на статус учебного пособия по фотосъемке кактусов, а лишь является описанием того, как это делаю я. К сожалению, у меня совершенно нет опыта фотосъемки кактусов в местах их природного обитания — не довелось. Но я с большим удовольствием фотографирую кактусы на выставках, в оранжереях ботанических садов, в частных коллекциях моих друзей и знакомых, ну и, конечно, пока еще немногочисленные, свои растения.
Фотографирование растений — очень интересный аспект съемки живой природы. В любое время года можно найти заслуживающие внимания объекты, многие из которых можно удачно снимать с минимальным дополнительным оборудованием.
Несмотря на то, что растения можно считать относительно неподвижными объектами, тем не менее, фотографирование их является совсем не простым делом. Для получения достоверных снимков растений, часто приходится решать задачи, связанные с расположением камеры, выбора угла освещения и подходящего фона.

Съемка растений общим планом не представляет особых сложностей даже для начинающих фотографов, особенно теперь, когда в арсенале фотографирующих появилось много различных «умных фотокамер», как пленочных, так и цифровых.
Фотосъемка крупным планом предъявляет определенные требования к фотокамере и требует дополнительных принадлежностей. Многие современные фотоаппараты снабжены зум-объективами, а некоторые из них могут работать в макрорежиме, что позволяет снимать почти вплотную. Но фотографирование живой природы не сводится исключительно к фотосъемкам макрообъективами.

Главная сложность при съемках крупным планом, независимо от того, снимаете вы длиннофокусным или макрообъективом, заключается в ограниченности зоны резкого фокусирования, называемого глубиной резко изображаемого пространства, или глубиной резкости. Эта проблема становится трудноразрешимой, когда расстояния фокусирования очень маленькие. Чтобы фокус получился резким, нужны малые диафрагмы, для чего, соответственно, требуется большая длительность выдержки, а это, в свою очередь, ведет к дрожанию камеры или изменению положения объекта. Чтобы избежать дрожания камеры, ее устанавливают на штатив и пользуются спусковым тросиком или пультом дистанционного управления.

Макрообъективы имеют большой диапазон расстояний точной фокусировки, и ими пользуются для фотосъемок, требующих высокого разрешения и крупного плана. Для крупноплановой фотосъемки без макрообъектива нужны специальные насадочные линзы или удлинительные кольца либо мех между корпусом камеры и объективом. При макрофотосъемке возникает много сложностей с освещением, потому что камера, объектив и штатив расположены так близко от объекта съемки, что могут бросать на него тень. Эту проблему можно разрешить, используя в 35-мм камере вместо нормального 50-мм объектива более длиннофокусный 100-мм объектив. Кольцевая фотовспышка дает наиболее контролируемое освещение для объектов, снимаемых крупным планом.
Если съемка осуществляется в условиях естественного освещения (солнечного света), то не исключено, что фотографу придется, в тех случаях, когда естественного освещения недостаточно или когда свет падает неудачно (т. е. угол падения солнечных лучей не соответствует требованиям съемки), прибегнуть к помощи лампы-вспышки. Однако пользоваться лампой-вспышкой следует аккуратно, чтобы растение выглядело естественно.

При съемках растений важное значение имеет фон в непосредственной близости к растению: яркий или очень светлый фон будет отвлекать наше внимание от главного объекта съемки. Если не удается найти такую точку съемки, которая позволила бы избавиться от этого эффекта, можно попробовать снимать с большой диафрагмой и таким образом добиться резкого изображения только объекта съемки (растения).

Целью фотографирования растений являются, обычно, передача общего вида, строения, размеров и цвета фотографируемого объекта. Простейшая схема съемки в этом случае представляет собой горизонтально установленную фотокамеру и два источника света, расположенные по обеим сторонам от камеры, так что свет падает под углом 30—45° по отношению к оптической оси объектива в горизонтальной плоскости и под углом 30—45° в вертикальной плоскости. Перед источниками света часто помещают рассеивающие экраны. Оптическая ось объектива располагается либо горизонтально, либо слегка наклонно сверху вниз. В некоторых случаях камера имеет наклонное положение или даже устанавливается вертикально. В этих условиях лучше пользоваться двумя источниками диффузного света, расположенными по обеим сторонам от фотокамеры так, чтобы направление светового потока составило ~45° с оптической осью объектива.

Растения, как правило, достаточно темные и поэтому их рекомендуется фотографировать на белом фоне. При вертикальном, или почти вертикальном, положении фотокамеры растение располагается на стеклянной подставке, а прямо освещаемый белый фон — под подставкой.
При горизонтальной съемке можно сделать фон совершенно белым или слегка серым, что почти всегда дает хороший результат. Для этого изогнутый белый картон используется одновременно и как фон и как подставка, причем горшок устанавливается ближе к переднему краю листа картона (см. схему ниже). В большинстве случаев для освещения растения и фона используют мягкий рассеянный свет, при этом тени на подставке едва заметны. Необходимо, чтобы освещение фона и растения было равномерным. Если это не удается, то следует основное внимание уделить освещению растения, а фон закрасить в фоторедакторе.

 

Но иногда практика расходится с теорией, и кактусы, сфотографированные на темном фоне, выглядят не хуже своих собратьев, сфотографированных на светлом фоне, особенно сильноопушенные.

При съемке с близкого расстояния особого внимания требует работа с экспозицией. Жанр «макро» не прощает неправильного освещения, а уж свет от встроенной вспышки запросто может испортить снимок. Есть два выхода: либо довольствоваться естественным освещением, либо использовать специальную кольцевую вспышку для макросъемки. Снимая на природе, многие ошибочно полагают, что необходимо дожидаться ясной солнечной погоды, на самом же деле лучше всего снимать в условиях облачности, позволяющей избежать нежелательных жестких теней. С цифровыми зеркалками можно использовать кольцевую вспышку или двойную лампу-вспышку. Двойная вспышка сделает фотографии интереснее и необычнее, а кольцевая позволит получить равномерно освещенный снимок без резких теней.

В макрофотографии важна каждая деталь, поэтому не жалейте времени на фокусировку. Без штатива, скорее всего, не обойтись, он позволит вам получить максимально четкие снимки. Кроме того, работая со штативом, вы освобождаете свои руки, и у вас появляется возможность, например, поддерживать рукой дополнительный осветитель. Если же нет возможности использовать штатив, то необходимо снимать со вспышкой, при этом постараться добиться установками на аппарате максимальной глубины резкости при, как можно более высокой скорости затвора.

Соблюдая то, о чем написано выше, каждый со временем сможет добиться хороших и даже отличных результатов съемки наших любимых растений.

Редактор Е. Иванова

Ваш комментарий будет первым!

Комментарии